Инструкция: что делать, если ваш сайт скопировали

Станислав Солнцев

Станислав Солнцев, управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры»

Проблема незаконного копирования информации стоит перед каждой фирмой, которая имеет сайт в интернете и наполняет его авторским контентом. В Интернете многие считают, что всё можно «брать» бесплатно. И это не только касается фотографий, видео и музыки, но и сайтов в целом. Сегодня мы расскажем о том, как и зачем надо бороться с такими недобросовестными предпринимателями.

Зачем воруют сайты?

Сам контент – это объект авторского права и часто составной и достаточно сложный объект, состоящий из графики, текстов, базы данных и иного контента, скомпонованный особым образом по заказу или самим владельцем. Сайты – это часто результат длительного труда и потому создавать его заново ушлым предпринимателям бывает попросту лень или нет желания тратить на это деньги. Поэтому они ищут аналогичный бизнес в соседнем регионе и попросту выкачивают весь сайт, чтобы воссоздать его на своём хостинге. Движок и базу данных таким образом обычно не выкачать, но сэкономить на разработке дизайна и макетировании, эффективных продающих текстов можно достаточно серьезно, как и сэкономить на создании авторского контента. Сразу оговорюсь, что подобные действия являются ярким примером недобросовестной конкуренции и нарушением авторских прав, за которые может последовать вполне конкретная административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Можно ли запретить копирование сайтов?

Многие владельцы сайтов жалуются, что нередко копируют не просто дизайн сайта, а регулярно, чуть ли не ежедневно собирают новости, полезные советы, тренинги, авторские материалы пользователей сайта с раскрученного портала. Технически невозможно запретить копирование, но создать препятствия впавтолне возможно:

  • Строим карту сайта (sitemap), чтобы поисковики считали ваш сайт первоисточником контента. Тут важно, чтобы он обновлялся быстрее, чем у нарушителей.
  • Постинг новых материалов в социальные сети. К примеру, посты в не очень популярной в России социальной сети Google+ дают моментальное попадание материала в поисковую выдачу.
  • Жалобы по DMCA. Digital Millennium Copyright Act (Закон об авторском праве в цифровую эпоху)— закон США в области авторского права директивами, учитывающими современные технические достижения в области копирования и распространения информации.

Инструкция как подать жалобы по DMCA:

  1. подаём жалобу через сервис Google «Удаление материалов, нарушающих авторские права», указывая полный адрес конкретной страницы-копии;
  2. жалобу подаём отдельно на каждую страницу-копию;
  3. даём ссылки на ваши исходные материалы, которые подтверждают ваше авторство (посты в соцсетях, веб-архив, которые имеют более ранний приоритет)

Указанные методы лишь дают вам преимущество как владельцу исходного контента перед «клонами», но не исключают возможности привлекать посетителей через социальные сети или контекстную рекламу, где будет иметь значение не результаты в органическом поиске, а внешняя привлекательность, удобство сайта, его продающие свойства.

Что делать, если сайт своровали?

Досудебные способы воздействия

  • Подача жалобы по DMCA и хостинг-провайдеру.
  • Подача претензии нарушителю на email

Фиксирование прав на контент. Пожалуй, это один из самых важных этапов, без которого нет смысла переходить к официальной претензионной переписке и тем более обращаться в полицию или суд. Нужно оформить трудовые отношения с творческими работниками: сделать трудовой договор и должностную инструкцию (хотя закон обязывает их иметь изначально), из которых будет очевидно понятно, что сотрудник занимается контентом на сайте, осуществляет его создание (дизайн, вёрстку, составительство, фото). С фрилансерами надо сделать договоры оказания услуг, подряда или авторского заказа, по которым все исключительные авторские права переходят вам как заказчику. Не лишним будет фиксировать в акте, что именно было создано за период работником или фрилансером. Применительно к базе данных имеет смысл закрепить во внутренних документах источники её формирования, а также учитывать затраты на ее создание.

Претензионная работа

  • Выявление нарушителя: конкретного юридическое или физическое лицо, реквизиты которого размещены на сайте-клоне или в интересах которого он используется; выявление администратора доменов через WHOIS-сервер.
    Если администратором является физическое лицо, то WHOIS-сервер выдаст запись Private person (частная персона) и персональные данные (имя и адрес) такого администратора вы без адвокатского или судебного запроса вряд ли получите.
  • Подготовка юридически обоснованно претензии на бумажном и электронном носителе и отправка её почтой заказным с уведомлением администратору и лицам, в интересах которых используется сайт-клон.
  • Составление протокола осмотра сайта с помощью нотариуса. С учетом достаточно высокой стоимости этой услуги (от 8 тыс. руб. при заверении 2-4 страниц) требуется выборочно подойти к заверению страниц сайта-клона. Сконцентрироваться нужно на главной странице, основных страницах меню и в обязательном порядке на страницах, где указаны реквизиты и контакты.

Судебная защита. Подготовка и подача искового заявления в суд о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав – на каждое в отдельности произведение (фото, текст и т.п.) или на сайт в целом. Последний вариант более логичен, т.к. сайт представляет собой составной объект авторского права. Компенсация взыскивается преимущественно в размере от 10₽ тыс. до 5₽ млн по усмотрению суда. В случае возможности доказать убытки вместо компенсации можно заявить их. Так же необходимо попросить суд признать недобросовестной конкуренцией действия по администрированию сайта и запретить его использование нарушителем.

Целью обращения в суд является как взыскание компенсации, так и предупреждение подобных случаев в будущем. Сам по себе факт привлечения к ответственности нарушителя и активное распространение сведений в интернете о таком случае уже является эффективным способом уменьшения количества случаев копирования как вашего сайта, так и вообще такой недобросовестной деятельности в целом.

Станислав Солнцев специально для журнала «Компании», февраль 2018 г.