Отсрочка оплаты: снижаем риски

Долговая безопасность бизнеса.

Часть 2. Отсрочка оплаты: снижаем риски

Станислав Солнцев

Станислав Солнцев, управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры»

Станислав Солнцев, управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры», которая специализируется на взыскании проблемной задолженности и предотвращении её появления, совместно с журналом «Компании» запускает серию публикаций о долговой безопасности бизнеса. Серия статей может быть полезная для любого размера и вида бизнеса — от производства до оказания услуг и торговли.

Есть виды бизнеса, где можно вести дела практически “без долгов”, т.е. когда вам никто не должен. Это юристы, врачи, розничная торговля и др., но в большинстве случаев очень сложно работать и не создавать дебиторскую задолженность. Иногда рисковать и отдавать на реализацию без предоплаты заставляют законы рынка, иногда — деловой оборот, а нередко желание увеличить свою долю на рынке и оборачиваемость.

Нет таких предпринимателей, которым бы не оказывались должны, есть те, кто не позволяет обманывать себя дважды.

Крупные компании создают службу безопасности, которая, к слову, часто выполняет именно функцию проверки и контроля за платежеспособностью контрагентов, а не “выбивание долгов”. Более мелкие сами “предохраняются” как могут. Хотите знать помочь именно вашему бизнесу работать с отсрочкой? Спросите меня!

Закон о коллекторах

Нужно отметить, что с вступлением так называемого Закона о коллекторах никто коллекторов не запрещал, да и сам закон направлен на упорядочивание взыскания исключительно с физических лиц.

Должники — индивидуальные предприниматели под него тоже не подпадают.

Поэтому предпринимателям-должникам вряд ли стоит расслабляться — в их жизни не стало легче, а скорее наоборот. Появилась ответственность руководителей, участников по долгам фирмы и вне процедуры банкротства и даже при “сливе фирмы”. Но об этом мы поговорим в отдельной статьей.

Превентивные меры по снижению задолженности

Отсутствие дебиторской задолженности — не самоцель. Куда важнее отладить работу так, чтобы исключить типичные риски её возникновения.  Индикаторами проблем могут быть:

  • отсутствие договора или товарораспорядительного документа (накладной);
  • подписание договора и товарораспорядительных документов неустановленными лицами;
  • смена участников фирмы, директора и\или юридического адреса на другой регион без правомерной цели и предпосылок;
  • выдача большого количества товаров ранее неизвестной фирме, за которую никто не поручился. Сейчас существует масса способов гарантировать оплату по договору — независимая, в т.ч. банковская гарантия; поручительство владельцев бизнеса и их фирм, у которых есть активы; внесение предоплаты.
  • ликвидация без предупреждения чаще всего означает, что платить вам не хотят

 

Последняя проблема с получением денег при ликвидации добросовестного контрагента решается уступкой долга новой фирме или на самого владельца. Однако автоматически это не происходит, с владельцем бизнеса “надо разговаривать”. Если же переговоры ни к чему не приводят, то несмотря на условия договора по закону вы имеете полное право заявить иск досрочно. С учетом того, что ликвидацию можно провести за минимум 2,5 месяца, то действовать стоит оперативно.

Совет: если ваш должник начал ликвидацию, то не ведите переговоры. Нанимайте сегодня же юристов и завтра подавайте иск в суд. В этом случае у вас появится шанс остановить процесс ликвидации и появится время для переговоров.

После получения вашего иска суд вышлет вам первое и единственное (актуально только для арбитражных судов) определение о назначении дела. Чтобы приостановить ликвидацию в регистрирующий налоговый орган должника нужно направить письмо с просьбой о её приостановке до завершения дела и приложить это определение. Налоговая должна затормозить процесс ликвидации;

Совет: поручите менеджерам или бухгалтерии проверять полномочия у  лиц, которые расписываются в получении товара, т.е. правильность оформления доверенности. Пожалуй, самым распространённым случаем отказа платить за товар или услуг является фраза “это мы не получали\не подписывали”.

Обращаю внимание, что даже указание на должность, к примеру, “генеральный директор” не всегда значит, что будет указано правильное имя. Нередко указывают несуществующее лицо или бывшего директора, когда у него уже нет полномочий. Во многих случаях, если договор реально исполнялся — товар поставлялся или услуги оказывались, частичная оплата проходила, то проблема решаема, но бывают нюансы.

 

Отсрочка оплаты: как правильно работать

Основной принцип — не давать товар или не оказывать услуги неизвестным вам лицам на сумму большую, чем вы можете себе позволить потерять.

Следите за тем, чтобы недобросовестные владельцы бизнеса под видом “новых покупателей”, используя многочисленно зарегистрированные фирмы не взяли от имени 10 фирм товара на 1 млн рублей. Скорее всего цель их — продать побыстрее этот товар и не рассчитаться с вами. Вы хотите, чтобы ваш миллион выпал из оборота на несколько месяцев, а может и лет или вообще никогда не вернулся к вам? Уверен, что нет.

Поэтому обеспечьте в обязательном порядке в своей фирме следующий бизнес-процесс:

  • проверку контрагентов, в т.ч. на связи между собой, “следить” за контрагентами весь период, пока они остаются вам должны — от ликвидации, незаконной реорганизации, смены директора. Все эти ситуации обычно являются признаками или смены собственника или будущим “сливом фирмы”. Для мелкого или среднего бизнеса привлечение наёмных управленцев редкое дело. Инвесторов — чуть более частая ситуация;
  • определите ответственное лицо за работу с дебиторской задолженностью, которое будет обладать необходимыми компетенциями либо передайте эту задачу юридической фирме;
  • установите лимит по сумме и длительности отсрочки для новых клиентов, в особенности для тех, кто появился последний год и постепенно наращивает обороты с вами;
  • введите в принцип заключать договоры поручительства с конкретными, хоть и большими сроками действия (точно больше 3 лет + примерный срок оплаты + срок на возможные переговоры). Заключайте их с реальными и номинальными владельцами бизнеса. Мы своим клиентам предлагаем в таком случае аргумент для проверки контрагентов: “Если вы добросовестный партнёр, то поручительство вас лично никогда не коснётся. И вам попросту не о чем беспокоиться. Просто подпишите”. Естественно, ни один человек не считается себя в душе недобросовестным, поэтому данная техника позволяет убедить контрагента или вывести его на чистую воду, что чаще всего означает не потерять клиента, а исключить головную боль в будущем. Вы ведь не считаете, что вам нужны клиенты-должники? Договор поручительства должен быть письменным и составлен профессиональным юристом, знающим судебную практику по таким делам. Его можно заключить с любым лицом — физическим или юридическим, даже никак не связанным с бизнесом. По такому договору вы можете отдельно предусмотреть неустойку и за неоплату со стороны поручителя. В данном случае проценты на проценты можно взыскать. Можете установить прогрессивную шкалу неустойки, когда она растёт с просрочкой, а в первые 10 дней будет минимальной;
  • при особых рисках берите в залог ликвидное имущество (товар в обороте, дебиторскую задолженность, технику, транспорт, даже недвижимость, если сумма отсрочки или долга большая), но не забывайте, что залог недвижимости регистрируется в Росреестре, а реестр залога движимого имущества в обязательном порядке ведётся нотариусами. Устанавливайте порядок продажи такого залогового имущества с судом или без;
  • сразу направляйте претензионные письма как имеет место просрочка — тут не должно быть обид или недопонимания, это просто напоминание, а для юриста — основание подать в арбитражный суд через месяц, если не решится вопрос;
  • всегда ставьте конкретные сроки оплаты и требуйте их соблюдения, в т.ч. и по просрочке;
  • изучайте финансовое положение контрагентов, если оно действительно плохое и контрагент добросовестный, то он “раскроет карты”, недобросовестный скорее всего будет “кризис” использовать как способ очередной отсрочки;

Коммерческий кредит

Не секрет, что торговые сети часто “кредитуются” за счет поставщиков, работая с большой отсрочкой. Это позволяет им не замораживать деньги в товаре и при открытии новых точек не иметь проблем с деньгами для наполнения магазина. Некоторые контрагенты тоже практикуют, хоть и в меньших масштабах, такую работу, правда, это они делаются просто нарушая сроки оплаты на 1-3 месяца, пока им дают так “работать”. Если ваш бизнес с трудом справляется с наплывом таких покупателей, но, к примеру, вы не можете отказаться от работы с ними, а так же вы хотите найти дополнительные ресурсы для борьбы с нарушителям, то выгодно использовать коммерческий кредит.

Суть этого механизма в том, что вы сами устанавливает процент за пользование вашими деньгами, когда работаете с отсрочкой оплаты. Это абсолютно легальный инструмент! Такие проценты, если они не составляют нереальные 10% в день и вы не являетесь доминирующим на рынке лицом, даже суд не сможет их снизить в случае спора. В отличии от неустойки, которую часто снижают.

Это именно проценты за пользование вашими деньгами, которые не оплачены в срок, а не санкция за нарушение сроков оплаты. При этом никто не запрещает в договоре предусмотреть и неустойку. Чтобы не отпугнуть покупателей можно установить щадящий режим. К примеру, для тех, кто должен заплатить в течение 30 дней, кредита нет, но если он просрочит хотя бы на 1 день, то придется заплатить за этот день. Но своим клиентам мы предлагаем ещё более продвинутый вариант — в случае просрочки коммерческий кредит начинает исчисляться с момента отгрузки товара или приемки услуги. Если неоплата будет достаточно долгой, то в результате ваши проценты по коммерческому кредиту покроют будущие расходы на юристов по этому или другим делам.

Серия публикаций «Долговая безопасность бизнеса»

Часть 1. Типы должников и как взыскивать долги с них

Часть 2. Отсрочка оплаты: снижаем риски

Управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры» Станислав Солнцев

2017 г. специально для  журнала «Компании»

You can leave a response, or trackback from your own site.
Google+