Смена разрешенного использования: как считают новую кадастровую стоимость?

Сейчас практически любой собственник земли и даже арендатор во многих муниципалитетах может самостоятельно сменить разрешенное использование на интересующий его деятельности на таком участке.Времена безраздельной монополии местных администраций канули в лету. О том, как изменить разрешенное использование земли мы обязательно расскажем в отдельной статей, сегодня ограничимся лишь тем, что выбор возможных вариантов в населенных пунктах ограничен градостроительным регламентом, который является частью Правил землепользования и застройки.

Как определить новую кадастровую стоимость?

После смены разрешенного использования чаще всего меняется и кадастровая стоимость, так как под разные виды деятельности земля стоит объективно разные деньги. Вы сами до смены «разрешенки» можете узнать будущую кадастровую стоимость своего участка, а соответственно — узнать какой земельный налог будете платить или арендную плату. Если вам это сложно, то мы готовы всегда вам помочь в этом.

Методика перерасчета кадастровой стоимости установлена Росреестром и различна для разных видов земельных участков. Методика говорит о том, что Росреестр должен утвердить после смены разрешенного использования новую кадастровую стоимость, а кадастровая палата её внести в кадастр недвижимости.

СИП снижение КС_small

Порядок перерасчета кадастровой стоимости земель населенных пунктов

Стоимость рассчитывается как произведение УПКС (удельный показатель кадастровой стоимости) кадастрового квартала для данного вида разрешенного использования и площади земельного участка. УПКС для муниципалитета в целом утвержден в Калининградской областью тем же постановлением регионального правительства, а вот по кадастровым кварталам такой информации в документе нет. Источники в Росреестре подтвердили, что в пользовании сотрудников есть база с УПКС, в которой для многих кадастровых кварталов есть УПКС, но только не для всех 17 групп видов разрешенного использования. Это означает, что выбирая некоторые виды разрешенного использования из того же постановления об утверждении кадастровой оценки мы не можем быть уверены, что кадастровая стоимость будет изменена, то есть будет справедливой.

К примеру, в районе «Берлинки» в Гурьевском районе Калининградской области земельный участок имел разрешенное использование «для предпринимательской деятельности» с кадастровой стоимостью около 47 млн рублей, что соответствовало скорее торговой деятельности  для такой площади. Разрешенное использование участка было изменено на фактическое «парковка для транспортных средств», для которой УПКС по муниципалитету (Гурьевскому району) составлял 773,01 руб\кв.м. Однако согласно Методике Росреестр использует не средний УПКС по муниципалитету, а по кадастровому кварталу. Но, как пояснил в своем ответе на запрос Росреестр — постановлением Правительства Калининградской области такой УПКС утвержден не был. Кадастровая стоимость участка осталась прежней, что не соответствует принципам рыночного формирования земельного налога.

В декабре 2014 г. юристы ЮФ «Юрис» направили запрос в Правительство Калининградской области, чтобы прояснить, как так получилось, что региональная власть «забыла» утвердить столь необходимые показатели. В ответ мы получили подтверждение, что проблема есть и с ней работают путем изменения Методики, которая утверждена Минэкономразвития РФ. С ответом вы можете ознакомиться ниже.

Однако проблема для землевладельцев пока остается и им придется платить исходя из той кадастровой стоимость, которая была утверждена Правительством Калининградской области на 01.01.2012 г. и того вида разрешенного использования, который тогда был. Постановлением Правительства Калининградской области от 27.10.2014 N 723 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года N 336» возможность внесения арендной платы исходя не из кадастровой, а рыночной стоимости, предусмотрена только для земель, госсобственность на которые не разграничена и которые находятся в аренде.

Но мы не остановились и отправили запрос напрямую в Минэкономразвития РФ, которое как раз и утверждало эту Методику. С 22 июля 2014 г. региональные власти теперь, утверждая кадастровую оценку должны утвердить удельные показатели для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, однако указаний на то, что для всех возможных видов разрешенного использования — по прежнему нет, что, по нашему мнению, проблему с повестки дня не снимает. В ответ мы так же получили и письмо из Росреестра, которое констатировало текущую проблему без каких-либо предложений по её решению.

Подводя итог, отметим, что большинству арендаторов и всем собственникам для уменьшения земельного налога остаётся только оспаривать кадастровую стоимость в Комиссии при Росреестре и\или Калининградском областном суде. А в рамках этой процедуры еще нужно доказать, что вы, оценщик и СРО оценщиков были правы, что как показывает практика, не всегда сразу получается. Единственным «призом» является то, что подав заявление в 2015 году владелец, который добился переоценки кадастровой стоимости,  может пересчитать арендную плату или земельный налог за этот год.
Управляющий партнёр юридической фирмы «Юрис» Станислав Солнцев
comments powered by HyperComments
You can leave a response, or trackback from your own site.
Google+