Рекламодателя – к ответу!

Реклама двигатель торговли? Да, но еще и сфера непосредственного контроля одного из самых грозных, активных и продвинутых органов власти – Федеральной антимонопольной службы. Но кроме нарушений рекламного законодательства рекламодателю требуется очень быть внимательным к тому, что за рекламу он отправляет в свет.

Станислав Солнцев

Управляющий партнёр юридической фирмы «Юрис» Станислав Солнцев

Продвинутые обманутые потребители

Реклама в первую очередь адресована потребителям и часто несоответствие рекламного объявления, информации о товаре реальным его потребительским свойствам является почвой для различного рода споров между продавцом и потребителем. Помимо возможности вернуть товар согласно Закону о защите прав потребителей в такой ситуации продавец может быть привлечен за обман потребителя по ст. 14.7 КоАП РФ к административной ответственности, а его репутация серьезно пострадать.

Продавцу сложнее всего доказывать в наше время, что покупатель не прав и его возможности устранить последствия «чёрного пиара» крайне ограничены. Плохие отзывы на Яндекс.Маркет, форумах и социальных сетях распространяются очень быстро и даже устранив причину таких споров практически невозможно устранить последствия. Репутация дольше всего нарабатывается и быстрее всего теряется.

Реклама, способная погубить самого рекламодателя

Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией следующее действия, которые могут быть совершены в сфере рекламы:

  1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Это могут быть реклама, комментарии, выступления, иные не соответствующие действительности сведения со стороны компаний, действующих на тот же рынке товаров или услуг, целью которых получение преимуществ для себя или иных лиц: дискредитация товаров конкурента, ложные сведения о качестве товаров, о не прохождении испытаний, сертификации и т.п. или о факте ухода конкурента с рынка и др.

  1. Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Чаще всего такие нарушения можно увидеть в рекламной продукции, описаниях товаров на сайте или непосредственно в месте продажи товаров или оказания услуг. Классический пример – завышение выпускаемого тиража газеты или журнала; присваивание своему товару свойств, которые позволяют привлечь покупателей товара от конкурентов, а также предоставление сведений о товаре для допуска к государственным закупкам, при условии отсутствия в действительности у товара таких свойств. Введением в заблуждение относительно стоимости товара может быть указание на «оптовые цены» при наличии розничной наценки.

  1. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.

Примерами таких нарушений могут быть: предприниматель в рекламной статье журнала утверждает, что в регионе у других компаний, занимающихся аналогичным видом деятельности, отсутствуют авторизованные центры по ремонту бытовых изделий известных марок в отличии от самого предпринимателя; указание в заявке на участие в конкурсе на заниженный и заведомо невыполнимый срок выполнения работ или оказания услуг по контракту.

  1. Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг

Использование в рекламе зарегистрированного товарного знака исключительно с целью вытеснения конкурентов (запрет ввоза, продажи) в своих или чужих интересов без самостоятельного осуществления такой же деятельности; регистрация в качестве товарного знака общеупотребительных терминов, а также наименования товаров, производство и продажа которых осуществлялась и до регистрации такого товарного знака.

За любую из указанных форм незаконного поведение согласно ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ может быть наложен административный штраф: на должностных лиц в размере от 12 до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 100  до 500 тысяч рублей. Незаконное использование объектов интеллектуальной собственности (товарные знаки и знаки обслуживания), фирменного наименования и коммерческого обозначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – 20 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц — от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тысяч рублей.

Нередко одновременно имеют место сразу несколько видов недобросовестной конкуренции, как при копировании «рекламных образов» для рекламы одних и тех же товаров. С одной стороны, это введение в заблуждение потребителей, а с другой при существенном сходстве – нарушение исключительных авторских прав на саму рекламу как дизайн.

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе согласно ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе обратиться  в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Вы можете посмотреть или скачать презентацию об ответственности рекламодателей.

Если Вас проверяет антимонопольная служба, звоните +7 (4012) 52-46-17 или пишите на info@ju-ris.ru