Суд оштрафовал продавца, отказавшего оформить возврат товара, приобретенного через интернет-магазин

К. приобрел 24 сентября 2013 года  у ИП Романову Р. А. дистанционным способом — на Интернет-сайте Яндекс-Маркет на странице специализированного он-лайн-магазина Fujitsu: ноутбук стоимостью 86 800 рублей; проектор стоимостью 12 000 рублей и мышь стоимостью 990 рублей. Однако, поскольку технические и эксплуатационные характеристики приобретенного товара К. не устроили, на следующий день 25 сентября 2013 года он потребовал от продавца возврата стоимости всего товара, в чем ему было отказано. Ответчик ссылался на то, что способ приобретения товара не является, по мнению продавца, дистанционным и в этом случае технически сложный товар может быть возращен только в связи с наличием в нем производственных недостатков.  Суд постановил взыскать в пользу К. стоимость товара — 99790 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в сумме 51395 рублей и судебные расходы 5000 рублей, государственную пошлину — в доход местного бюджета – 3393,7 рублей, всего в пользу К. 159185 руб.

Солнцев Станислав, директор ЮФ «Юрис» прокомментировал решения суда:

«Интернет-магазин не прав и это подтвердили суды двух инстанций, считая, что в данном случае преимущественное значение имеет, что купленные товары относятся к технически сложным, а не то, что товары приобретены дистанционным способом (через интернет-магазин). Приобретая любой товар через интернет-магазин покупатель вправе отказаться (вернуть) от приобретенного товара в течение 7 дней с момента его получения, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. То есть у вас есть упаковка, полный комплект кабелей, документации и оборудование исправно. Если бы интернет-магазин соблюдал Закона РФ «О защите прав потребителей», то ему бы не пришлось сверх стоимости товара выплачивать К. 59395 руб. различного рода компенсаций и штрафов.»

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи товара может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, под «продажей товаров дистанционным способом» понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образом товара при заключении такого договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» и п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства.
Моментом заключения договора в данном случае следует считать получение продавцом сообщения покупателя о намерении приобрести товар, которое, как следует из пояснений К. передано им по телефону, указанному на сайте. Таким образом, в момент заключения договора покупатель не мог непосредственно ознакомиться с приобретаемым товаром.

Согласно ч.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Ответчиком была подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд, однако судебная коллегия по гражданским делам признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Источник: пресс-служба Калининградского областного суда